
Позавчера впервые видел научного руководителя в ярости. Её ярость была чистой, незамутнённой и праведной.
Давным-давно был у неё нерадивый ученик, дурак дураком. Сейчас он уже благовидный седобородый старичок, набожный, импозантный и преуспевающий. Даже доктором наук стал раньше моей научной руководительницы (чистая правда, хотя и парадокс, но это скорее позор не его, а тех, кто присуждает докторские степени). И вот он выступает по каналу "Россия: Культура" и читает две лекции - два дня подряд - не о какой-нибудь мелочи, а о самом "Слове о полку Игореве".
В процессе лекции выясняется:
1) Лектор рассматривает "Слово о полку Игореве" и два летописных известия (летопись, которая симпатизировала Мономаховичам и поносила Игоря, и летопись, которая симпатизировала Ольговичам и выгораживала Игоря) как единое произведение с единой авторской позицией. Почему? Потому что в Древней Руси "всё было духовно", и единственный интерес древнерусского книжника - "Как спасти свою душу?", и все книжники - монахи, поэтому пишут с единой христианской позиции.
2) Лектор рассматривает солнечное затмение как факт, свидетельствующий об осуждении автором Игоря с божественной точки зрения. Прочем? Потому что "свет" и "тьма" - фундаментальные христианские символы. Кроме того, в сцене похода три раза ОТСУТСТВУЕТ фраза о том, что наступил рассвет. Следовательно, "тьма" - это не "смерть" ("плен"), а "грех", а грех Игоря - гордыня, обличению которой и посвящено "Слово о полку Игореве" с главным антигероем - князем Игорем. Не даром там и "вороны граяхут", то есть "вороны летают" (!!!)
3) Главным положительным героем "Слова о полку Игореве" является Владимир Мономах (!), противопоставленный Игорю, потому что Мономах всегда брал в походы священника, а потому - неизменно побеждал и не попадал в плен, а походы предпринимал только оборонительные, для защиты территориальной целостности Руси. "Идею похода Мономаху вложил ангел, но он всё равно взял благословение у священника и исповедовался перед битвой". Соответственно, "Слово" написал не сторонник клана Ольговичей, к которым принадлежал Игорь, князь Новгород-Северский, а сторонник клана Мономаховичей (!).
4) При этом отрицать, что автор "Слова о полку Игореве" был участником похода Игоря и бегства Игоря, лектор не решился, он избрал компромиссную точку зрения: автором был кто-то из воинов Игоря, после возвращения из плена постригшийся в монастырь и переоценивший всю свою жизнь в христианском ключе, а потому - осудивший Игоря. Кроме того, по летописи известно, что Игорь, находясь в плену, выписал к себе священника, так что автором "Слова о полку Игореве" мог быть и тот священник.
5) Теорию тематических ключей Рикардо Пиккио лектор применил впрямую: "Игорь вышел в поход первого мая, а первое мая - день памяти пророка Иеремии. Следовательно, "Слово о полку Игорве" - это так называемая экзегеза книги Пророка Иеремии, оно построено на тексте книги пророка Иеремии (пусть она и не была переведена с греческого, но всё равно была известна учёным монахам 12 века, которые могли прочитать её по-гречески)".
6) Лектор настаивает на том, что книга пророка Иеремии совпадает по сюжету со "Словом о полку Игореве": там царь Седдекий, отправившийся в поход на Вавилонское царство, тоже терпит поражение и попадает в плен. "Пророк Иеремия, - говорит лектор, - за полторы тысячи лет предугадывает то, что произойдёт с дружиной князя горя и с самим гордым князем, который не прислушивается к увещеваниям священника, цитирующего книгу пророка Иеремиии". Мысли Игоря после плена, по мнению лектора, тоже можно узнать из Иеремии.
7) Лектор находит скрытые цитаты в "Слове о полку Игореве" из книги пророка Иеремии: "Испить шеломом из Дона великого" - это вовсе не устойчивый речевой оборот, а заимствование из Иеремии: "И зачем тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила, зачем тебе путь в Ассирию, чтобы пить из реки её?" "А Нил - такой же символ Вавилонского царства, - заверяет лектор, - как Дон - символ половецкой степи". Кроме того, сказано, что половцы "стеснили" дружину Игоря, а какое может быть тесное место в широкой степи? Нет, это определённо аллюзия на "тесное место" в книге пророка Иеремии.
8) В "Слове" Игорь отправляется в поход не ради блага Руси и не по благословению священника, а лишь ради славы, а потому он одержим гордыней, то есть "Слово" строго следует летописи, обличающая Ольговичей (иногда кажется, что лектор "пытается рассказать, как было на самом деле", то есть "в духовном смысле", исключающем разные точки зрения на поход).
9) Если Игорь возгордился, то у него погибла душа. Что в этом случае делать Богу? Дать победу Игорю нельзя, поскольку он возгордится ещё более. Жать Игорь погибнуть тоже нельзя, поскольку он погибнет нараскаянным. Значит, надо сделать так, чтобы Игорь попал в плен. Игорь и сам с большей охотой погиб бы, поскольку "Мёртвые сраму не имут", но Господь губит не его, а только его дружину, поскольку "На небе больше радости об одном покаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии". Главные тема "Слова о полку Игореве": "Виновен, да повинен - Богу не противен!" и "Нет человека не без греха!" (повторено лектором дважды).
10) Говорят, что Ярославна, обращающаяся к стихийным силам (ветру, реке Днепру и солнцу)- языческий элемент. Но на самом деле из "Беседы трёх святителей" мы знаем, что "высота" - это Бог-Отец, "глубина" - это Бог-Сын, а "сияние" - это Бог-Святой Дух, поэтому Ярославна на самом деле молится им. Онав просит у них прощения за грех Игоря и вымаливает его, поскольку у апостола Павла сказано: "Муж да жена да будут единая плоть", потому что "на добро или на зло - то женам ведати". Никто, кроме жены, не может покаяться за своего мужа, и он тоже не может покаяться, поскольку у него душа погибла.
11) Если при бегстве Игоря из плена "Бог ему путь кажет", то Игорь явно прощён, то есть покаялся. Но покаянные слова он произносит сразу же после пленения (по Ипатьевской летописи, в "Слове" - ни слова!). Почему же он не может бежать сразу же после того, как он раскаялся по молитве Ярославны? Бог что этого, не видит? Всё дело в том, что покаяние необходимо засвидетельствовать. Кто может засвидетельствовать покаяние человека? Только священник! В летописи сказано, что священник приехал к пленному Игорю. Отсюда два следствия: во-первых, Игорь не взял священника с собой в поход, и потому был разбит; во-вторых, пока священник не приехал, не исповедовал Игоря и не засвидетельствовал его покаяние, побег был невозможен.
Апофеоз: "И вот, после приезда священника, князь Игорь, сват Кончака, с крестом и иконой Богородицы Пирогощей выходит из палатки и бежит, пока половцы спят, упившись кумысом. Бог помоажет Игорю и кажет ему дорогу".
(Пользуясь случаем, обращаюсь к иконе Пирогорящей, Неопалимой Купине, с просьбой - по древней новгородской поговорке, "показать князю путь", то есть выгнать его из города с треском. Кроме того, объявляю художественный конкурс на тему "Князь Игорь бежит из половецкого плена с Пирогощей!")
Самому лектору "казали путь" в основном лица студентов, согнанных на запись телепрограммы. Полная лдевушка сидела с таким отчаянным скучающим видом, что было даже странно, почему оператор снимает именно её. Парень в камуфляжной куртке сжимал кулаки, будто хотел убить лектора на месте. Ещё одна девушка глядела с тоской и мольбой, а ещё один парень чуть ли не семечки лузгал. Однако после завершения лекции все начали дружно аплодировать лектору: то ли положение обязывало,то ли радовались, что этот позор закончился.
Итак, путём перечисленных выше махинаций автор "Слова о полку Игореве" был превращён
- из сторонника Игоря, который стремится оправдать своего князя (устами Буй-Тура Всеволода, устами Святослава Киевского, устами Ярославны и чуть ли не каждой фразой "Слова") не столько за поражение, сколько за позорное по тем временам бегство из плена без выкупа, -
- в обличителя гордыни и борца за строгое исполнение церковных обрядов, поучающего князей, что без священника бегство из плена всё равно не никому не удастся.
Самое худшее, что может ожидать учителя, - стыд за своих учеников.