miiir: (Ёлки!)
[personal profile] miiir
Во второй части альманаха "Мнемозина" (М., 1824. С. 172) князь Одоевский помещает целое стихотворение как пример непростительной ошибки:

На стогнахъ я встрЬчалъ гостей, купцовъ
Изъ четырехъ земли концовъ:
Французовъ и Американцевъ,
Евреевъ, Англичанъ,
И Грековъ и Датчанъ
И черныхъ Африканцевъ.

В чём была ошибка, которую нашёл Одоевский?

Date: 2013-02-18 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] anna68.livejournal.com
Может (так, навскидку) Азию (то бишь, китайцев) не помянул в числе ЧЕТЫРЕХ концов?:)))

Date: 2013-02-18 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Нет. Подсказываю сразу: ясная ошибка, то есть не отсутствие - а наличие того, чего на положенном месте быть не может.

Date: 2013-02-18 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] coondrie.livejournal.com
Лишняя запятая в первом стихе?

Date: 2013-02-18 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Нет. Хотя с твоей стороны перенос пунктцации Твиттера (#ГостиКупцыВотВсёЭто) на стихотворение XIX века смело, очень смело.

Вторая попытка?

Date: 2013-02-18 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] coondrie.livejournal.com
Концов земли пять

Date: 2013-02-19 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Тоже справедливо, пингвинов не хватало.

Нет, ошибка другая.

"Помощь зала"?

Date: 2013-02-18 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] coondrie.livejournal.com
и американцы

Date: 2013-02-19 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Как проблемы, так сразу американцы! Другие вот на негров и евреев кивают! :-)

Нет.

Date: 2013-02-18 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
двоеточие?

Date: 2013-02-18 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Нет. Нормальное двоеточие. Из парочки таких Блок потом многоточие сошьёт. :-)

Прошу продолжать пир! Это не ЧГК, вопрос сложный. Я бы его не взломал.

Date: 2013-02-18 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
я к тому, что двоеточие вроде как обещало, что щас будут перечисляться земли концы, а вместо этого перечисляются Французы и Американцы. Нехорошо получается.

Date: 2013-02-18 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Нехорошо. Но человек вместо страны - pars pro totum, обыкновенная синекдоха (то есть вполне позволительная метонимия). Нет, ищи ошибку гораздо более вопиющую!

Можно пользоваться "помощью зала", кстати.

Date: 2013-02-18 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Нет.

А что как неразрешимая проблема, так сразу евреи?

Date: 2013-02-18 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
вот именно этой логикой я и руководствовалась!)

Date: 2013-02-18 04:07 pm (UTC)

Date: 2013-02-18 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] wolflurr.livejournal.com
Ха, ну тогда всё понятно, если не евреи, так значит негры!... Хотя дайте подумать, в 1800каком-то оду они наверное не должны кого-то сильно озадачивать,... может тогда концы у земли, может это тогда ещё не стало фигурой речи окончательно, а концов у земли нет, как всякому образованному человеку известно,... хотя нет тоже как-то глупо... ну ещё меня немного смущает перечисление "гостей, купцов" но вот так сразу трудно объяснить чем.
Edited Date: 2013-02-18 06:36 pm (UTC)

Date: 2013-02-18 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Негритянский комплекс у Пушкина - это не начало негритянской темы; начал её в русской литературе ещё Радищев.

Нет, негры тут тоже не при делах.

Date: 2013-02-18 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Гостей-купцов уже отметила Вэрка. Нет.

Date: 2013-02-19 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] nornverd.livejournal.com
Употребление «черных» без «еръ»?

Date: 2013-02-19 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Какой расистский пост получился! Нет, чёрным тоже полагается ер, они равны в правах с другими прилагательными!

Одоевский - поэт. Это - стихотворение. Подсказка.

Date: 2013-02-19 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] nornverd.livejournal.com
Тогда поставь там еръ!
P.S. это был ироничный коммент.

Date: 2013-02-19 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
"И на цепь его посади, чтобы не сбежал".

Date: 2013-02-19 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
ты хочешь сказать, что там количество стоп разное? но ведь это же очевидно и не смешно

Date: 2013-02-19 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Нет. Одоевский разностопные размеры признавал.

Ситуация не столько смешна, сколько красива.
Но и смешна, пожалуй, тоже.

Date: 2013-02-19 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
это стихотворение по форме (количеству и расположению ударных слогов в целом, забыла, как называется) совпадает с каким-то другим, более известным, но отличается от него как раз на эту непростительную ошибку?

Навеяно историей с "Незнакомкой" и медведем. Ничего другого, боюсь, предложить не смогу, потому как не стиховед :)

Date: 2013-02-19 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Версия красивая и к истине близка. Прошу развернуть.

Date: 2013-02-19 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
Назовём каким-нибудь красивым словом --- например, "метрика" --- метрический портрет стиха, а именно, построчный метр и количество стоп. Нужное слово я забыла, так что пусть будет метрика. Эта "метрика" некоторым образом определяет смысл стихотворения --- тут надо дать ссылку на какого-нибудь Жирмунского, не знаю, но я мало что в этом понимаю, так что пусть филологи и литературоведы считают, что это очевидно, и сами за меня договаривают, почему.

Так вот. Рассмотрим "метрику" этого стихотворения. Поскольку на (весьма неискушённый) взгляд косяков в ней найти не удаётся --- версию с неравным количеством стоп ты уже отверг --- предположим, что что-то не так в ней глобально.

Например, эта "метрика" не соответствует смыслу, заложенному в стихотворение. Или есть какое-то другое, более известное стихотворение, которое перекрывает собой смысл подобной метрики, потому что с ней ассоциируется. (Как было с медведем.) Или, в развитие темы, что это как бы центон из нескольких кусочков: длинные отсылают к какому-то одному смыслу, короткие --- к какому-то другому, причём эти смыслы слабосочетаемы.

Как-то так.

Date: 2013-02-19 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Осталось дать народу ссылку на медведя, чтобы я дал ссылку на тебя!

Date: 2013-02-19 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] langri-ksk.livejournal.com
не могу найти. Эту историю либо Двинятин рассказывал нам в Смольном, либо я её где-то вычитала в бумажной книге, на которую ссылки нет. Смысл, насколько я помню, в том, что некий начинающий поэт написал стихотворение про медведя, загнанного собачьей стаей, причём сделал это в размере "Незнакомки", поэтому вышло не совсем то, что он предполагал. По (неверной) памяти цитирую как "и стаи дикие звериные он слышит топоты внизу".

Кажется, источник, если не Двинятин, то одна из литературных "Детских энциклопедий" Аванты-плюс.

Точный ответ дай, пожалуйста :)

Date: 2013-02-19 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Увы. Версия не подтвердилась.
Но она была очень, очень, очень красивая!

Date: 2013-02-19 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] thirve.livejournal.com
По-моему, строка про концы земли в том месте, в котором находится, всё портит.
PS
Без неё стихотворение напоминает лимерик)

Date: 2013-02-19 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Лимерики - жанр древний-и-принятый, но для Одоевского, боюсь, не актуальный. И уж тем более - не эталонный!
(deleted comment)

Date: 2013-02-23 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] miiir.livejournal.com
Именно. "Икс, Игрек и Зед, стража принца Эно" из французской азбучной трагедии.

Увы, нет!

Profile

miiir: (Default)
miiir

February 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 02:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios