miiir: (Default)
[personal profile] miiir
Советские школьники измеряли меру положительности литературных персонажей начала XIX века очень простым способом: "Вышел бы он на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года - или нет?"

Пьер Безухов вышел бы, а Николай Ростов был бы в числе лоялистов, которые палили по широкому Пьеру картечью. Толстой писал фанфики - и не скрывал этого.
Чацкий вышел бы, Молчалин - нет. Скалозуб скорее бы вышел с Чацким, чем с лоялистами. Скалозуб - тип Печорина: по цинизму, фатализму и грусти-тоске, которую в Скалозубе обычно никто не замечает.
Онегин вышел бы, почти наверняка: "у них свои бывали сходки". Опереточный Гремин тоже вышел бы, по памяти 1812 года. Не удивлюсь, если бы он Онегина туда и вытащил. В Сибирь Татьяна на приехала бы не к Онегину, а к Гремину.
Андрей Тентетников из второй части "Мёртвых Душ" скорее вышел бы, чем нет. По крайней мере, искренне собрался бы выйти, но не дошёл бы: не из малодушия, а из лени.

Из всех персонажей русской литературы только один, никем не замеченный, на Сенатской площади достоверно был. Это Манилов из первой части "Мёртвых Душ", армейский офицер с трубкой, надолго после следствия отучившийся давать определённые ответы на любые вопросы. Потому и отделался ссылкой в своё поместье. У Гоголя десяток намёков на участие Манилова в восстании декабристов.

В связи с этим мне интересна судьба Фемистоклюса Манилова и Алкида Манилова, и особенно - их действия на турецком фронте.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

miiir: (Default)
miiir

February 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 05:01 am
Powered by Dreamwidth Studios