miiir: (Default)
[personal profile] miiir
На окраине Города, в далёком Купчино, в советские времена разбили огромный Парк Интернационалистов на месте старого русла реки Волковки. Назвали его так в 1988 году, имея в виду в основном героев Афганистана, но и о других советских солдатах, посланных в горячие точки, не забывая. Поколение, выросшее на книгах Владислава Крапивина, воинов-афганцев обожествляло. Следующее поколение, выросшее на компьютерных играх и фэнтези, Анджее Сапковском и Фрице Лейбере, продолжало гордиться парком как купчинской достопримечательностью и дало ему грубоватое неформальное название: "Парк Наёмников". Как брань это название тогда не воспринималось, потому что наёмники были главными персонажами фэнтезийных книг и компьютерных игр, вроде "Ведьмака". Помню, как Диэр с гордостью заявлял мне в 2003 году, показывая их купчинский парк: "Я сначала наёмник, а потом - менестрель!"

Замена казённого официального названия на родное и понятное - явление частое. Казённое название и иностранное слово - знак нейтрально-равнодушного отношения, а грубоватая самоирония - знак причастности. Поэтому имена-мерзкие-и-непристойные часто давались самому дорогому, причём не только в панковской среде, где эта традиция возникла. Более того: в устах купчинских ролевиков, проводивших в этом парке тренировки и балы, название "#ПаркНаёмников" звучало высоким и благородным, а название "#ПаркИнтернационалистов" - обыденным и "цивильным". В любом случае, оба названия сосуществовали долгие году, примерно пятнадцать лет.

До позавчерашнего дня.

Позавчера купчинцы решили провести в этом парке локальный фримаркет, "Зелёную Тырмарку" ("тырмарками", по Пантелееву, называются безденежные обмены вещами, а "зелёный" - цвет их района. Тырмарки тоже проводились очень давно, на моей памяти - с 2008 года, а может быть - и раньше; но лишь в этом году участники тырмарок начали проводить их не в центре Города, где и так всяких событий много, а на окраинах, где интерес к фримаркетам больше.

За три часа до начала фримаркета его организаторов вызвали то ли в прокуратуру, то ли в районную администрацию, где Неопознанный Высокопоставленный Чиновник, представившийся Алексеем Ивановичем, но фамилии не назвавший, пригрозил организаторам уголовной статьёй, а участникам - ОМОНом, и проводить фримаркет на территории парка запретил. Аргументы были невероятными: "Вы должны были согласовать это мероприятие, но даже если бы вы его стали бы согласовывать, мы бы его всё равно не согласовали. Почему? А вы вообще знаете, кому принадлежит этот парк? В смысле, кто ему покровительствует и деньги на него выделяет? Нет, мы не можем вам это сказать, но вы сами должны понимать!" Вероятно, анонимный высокопоставленный чиновник намекал на не менее анонимного губернатора Санкт-Петербурга, в честь небесного патрона которого освящена церковь Георгия Победоносца в том же парке.

Разумеется, перепуганные организаторы всем участникам разослали сообщения об этих угрозах, а тех, кто сообщений не получил и всё-таки приехал (предупреждение было за три часа до мероприятия!), вывезли за пределы парка, проведя #ЗелёнуюТырмарку камерно. #Фримаркет был сорван, а все его несостоявшиеся участники задались вопросом: "С чего вдруг?"

Противодействие тырмарки встретили впервые: раньше их просто не замечали. В одном 2018 году прошло девять фримаркетов по окраинам: две Желтые Тырмарки, две Рыжие Тырмарки, Синяя, Алая, Седая и Лиловая тырмарки, столкновений с полицией у них не было (исключая одну из тырмарок, в которой полицейские поучаствовали сами). Абсурдность запрета десятого фримаркета, второй Зелёной Тырмарки, и непропорциональность реакции чиновников остались для всех загадкой. Появились несколько версий: "градозащитная" (власти посчитали Зелёную Тырмарку частью протестов против строительства дельфинария в парке Интернационалистов), "губернаторская" (власти проявили усердие и ринулись выполнить устное распоряжение Полтавченко из его интервью 30 августа), "клерикальная" (церковная община составила петицию против раздачи старых вещей не через церковные приходы, а частным образом). Но все три версии правдоподобными не казались.

"​Активатика" написала статью "Прокуратура против "Тырмарки": В Петербурге запретили раздачу ненужных вещей" (интересно, а как выглядело бы опровержение? "Прокуратура не против тырмарки" или "Тырмарка не против прокуратуры"?)
http://activatica.org/blogs/view/id/5512/title/v-pete..
"Фонтанка" написала новость "В парке Интернационалистов запретили проводить тырмарку. За обмен старыми вещами обещают возбудить уголовное дело". В этой новости радует то, что слово "тырмарка" стало нарицательным и не требует пояснений. Это успех!
https://m.fontanka.ru/2018/09/03/116/ и https://www.fontanka.ru/2018/09/03/116/
"Форпост Северо-Запад" написал новость "Прокуратура пригрозила организаторам петербургской «тырмарки» ОМОНОм" (здесь слово "тырмарка" взято в скобки, то есть ещё не считается нарицательным).
https://forpost-sz.ru/a/2018-09-03/prokuratura-prigro.."

О запрете Зелёной Тырмарки были и другие публикации (https://www.the-village.ru/village/city/news-city/324.. , http://www.zrd.spb.ru/news/2018-03/news-1085.htm , https://salt.zone/news/11193 , http://today.listis.ru/n5frimarket-v-parke-internacio.. ), но ситуацию они так и не прояснили, почкольку не ответили на главный вопрос: "Почему фримаркет запретили?"

Четвёртая версия, "топонимическая", показалась ещё более фантастической: дескать, "власти обиделись на то, что в анонсе "Парк Интернационалистов" пару раз назвали "Парком Наёмников", и решили прогнать название вместе с участниками фримаркета". Я сначала не поверил.

Однако именно четвёртую версию подтвердили сразу несколько купчинцев.

Итак, название, которое употреблялось чуть ли не все тридцать лет существования парка как "ласковое" и "сказочное", было сочтено "бранным" и повлекло за собой запрет совершенно беззубого мероприятия? Но почему? Что произошло такого, что "общепринятое" и "стёртое" стало снова "скандальным" и "актуальным"?

А произошло всё то, что мы помним. "Зелёные человечки", "ихтамнеты" и "неопознанные военные в мундирах, купленных в любом военторге".

Воины-Интернационалисты носили форму страны, которая посылала их на войну за свои государственные интересы в другие страны мира. Они были подразделениями армии СССР, а в случае плена считались военнопленными. Их чествовали и награждали. Советский Союз от своих солдат никогда не отрекался, гордился ими и называл в их честь огромные парки. В момент, когда воина-интернационалиста перед отправкой в чужую страну заставляют формально уволиться из вооруженных сил, когда его отправляют на чужбину как "частное лицо, решившее повоевать по собственной прихоти", когда вдове запрещают рассказывать о его гибели, а в случае плена называют "наёмником, не имеющим к России никакого отношения" и отказываются вызволять, воин начинает ощущать, что воином-интернационалистом быть перестал.

Таким образом, смешной и мелкий казус привлек всеобщее внимание к огромной проблеме. Опасения "анонимного высокопоставленного чиновника Алексея Ивановича" (как узнать его фамилию? или мы её никогда не узнаем? надо давать ему какую-нибудь условную фамилию, как в водевилях, чтобы не совпала с фамилиями реальных граждан? Иванов-Петров? Сидоров-Скромников? или даже Паркнаёмников?) повлекли скандал, а скандал поднял важный вопрос об изменении статуса воина-интернационалиста в современном обществе.

Что делать? Не понятно. Требовать от государства, чтобы оно вернуло нынешним наёмникам статус былых воинов-интернационалистов, - по меньшей мере наивно. Но не менее наивны и ожидания, что старое название исчезнет, если перестать пускать в парк старых людей, которые его помнят. 😊

Такие вот в #Купчино топонимические страсти!
Доброе утро, безумный мир!

Profile

miiir: (Default)
miiir

February 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 10:31 am
Powered by Dreamwidth Studios