miiir: (Мир миру!)
[personal profile] miiir
Via: [livejournal.com profile] near_bird ex Уроки нетолерантности - плакат - часть 5 - Черемных, Малютин и "Окна РОСТА"

Еще до революций 1917 года, накануне первой мировой войны в России сложились различные авангардные художественные течения. Среди них, наибольшую роль в революционной плакатной графике будут играть кубофутуризм и супрематизм. Именно с футуризмом в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства. Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических, исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
В русском изобразительном искусстве на основе переосмысления живописных находок , кубизма, футуризма, русского неопримитивизма сформировался синтетическое авангардное направление, известное как "кубофутуризм". Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень». Одним из важнейших для нас проявлением футуризма в графике, явилась литографская книга. В издании своих сборников футуристы отказывались от типографского набора, где литеры "вытянуты в ряд, обиженные, подстриженные, и все одинаково бесцветны и серы". В стремлении добавить поэтическому слову графической индивидуальности футуристы избрали для своих изданий литографию. Нет сомнения, что в намерения авторов литографических сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям "Мира Искусства" и "Аполлона", белые листы и ровная печать в которых вызывали у Крученных желание "завернуть селедку".
Форма лубка, как части наивного искусства, была особенно популярна среди футуристов. Когда через несколько месяцев после начала первой мировой войны лубки Казимира Малевича и Владимира Маяковского были высоко отмечены критикой: “Подлинный лубок сумели создать одни футуристы Только у них в работах есть грубоватая тяжесть и и меткая характерность лубка, только они сумели подыскать и крылатое словцо к картинке.”
http://humus.livejournal.com/2460191.html

Вы спросите: "А при чем здесь вообще плакат и Окна РОСТА?" А вотъ при том:

В первом номере «Газеты футуристов» 1918 года был опубликован новый манифест он же ДЕКРЕТ № 1 , ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ИСКУССТВ , (заборная литература и площадная живопись), В декрете #1 авторы декларируют отмену проживания искусства в "в кладовых, сараях человеческого гения – дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах", и призывают расклеивать стихи и картины "на стенах и заборах рядом с правительственными газетами. Это уже был толстый намек властям: "Берите нас тепленькими, мы готовы!" И к середине 1919 года, когда пушной зверек советской власти виднелся на горизонте, фактически перестали существовать газеты, типографии массово вывозили из Москвы, а Апситы с Моорами еще не достигли своей суровой актуальности, на базе Московского отделения Российского телеграфного агентства была создана плакатная мастерская, редактором которой и стал всем нам известный Владимир Маяковский.





Первый плакат РОСТА с текстом Грамен и рисунками Черемных был выставлен в Москве в начале сентября 1919 года. В Москве коллектив художников возглавлял М. Черемных, душой его был В. Маяковский, наиболее активными участниками - И. Малютин, А. Нюренберг, А. Левин. Отличительной особенностью Московских “Окон РОСТА” была используемая техника трафаретного тиражирования. Художники готовили оригинал, по оригиналу, в зависимости от числа красок, делались формы из плотной промасленной бумаги или картона. Трафаретчики прокатывали по ним краски, по этим же трафаретам раскрашивались стены домов, заборы и тротуары (иногда до 100—150 экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов). Идею трафаретного тиражирования подсказал некий художник Пэт - создатель плаката "Царь, поп и кулак".



В плакатах РОСТА нашли отражение все актуальные вопросы времени - от военных действий на фронтах и агитации за Коминтерн до сбора ягод и грибов для голодающих. Материал для них давали сводки телеграмм, получавшихся РОСТА, постановления партии и правительства, различные календарные даты революционных годовщин или праздников. Тексты “Окон” Маяковский писал с непостижимой быстротой: за час бывал готов десяток сложных рифмованных тем. Изобразительную форму получали литературные тропы, надписи персонифицировали понятия: (голод, коммуна и т.д.). В символических образах - положительных и отрицательных, - были заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Персонажи переходили из Окна в Окно, становились узнаваемыми, ситуации обыгрывались, как в революционном театре. Особое внимание уделялось пропаганде политики Советской власти, ее декретов, постановлений, указов.





Бросающиеся в глаза приемы художники друг у друга заимствовали, и, как писал Черемных: “Нам тогда показалось бы диким, если бы кто-то увидел в этом что-то зазорное Один решал новую задачу, а остальные потом пользовались этим решением”. Оконные переплеты заводов, трубы, дым спиралью и многие другие простые переходили из плаката в плакат.
По сравнению с плакатами издательства ВЦИК, литературного отдела ГЛАВПУР РВСР и других центральных издательств, работы художников РОСТА сохранились в довольно незначительных количествах. “Едва ли от всей массы «Окон» осталось сейчас более ста целых листов. Мы работали без установки на историю и славу. Вчерашний плакат безжалостно топтался в десятках переездов. Только случайно найденный у М. Черемных альбом фотографий дал возможность разыскать тексты и снимки с исчезнувшего.”





Повествовательные начала, трафаретная техника и тяжелый грубоватый юмор “Окон РОСТА” передаются и в плакаты художников этого издательства. Таков плакат Ивана Малютина “Если не хотите возврата к прошлому - винтовку в руки! На польский фронт!”. Традиционно для советского плаката, художник использует прием передачи времени через пространство, вынося “прошлое” на задний план. Устрашающую драматичность передает плакату его фоновый колорит из полутонов темно-красного, серого и черного. При этом атмосферу гротеска и тяжелой грубой шутки придает композиции надпись “кабак” на фронтоне классического здания и черно-белые силуэты пляшущих у входя в этот “кабак” буржуев.
Композиционным центром плаката является красная фигура “ростовского” рабочего и его жест, обращенный к зрителю. Трафаретная техника воспроизведения “окон РОСТА” обусловила формальное решение плаката - художник использовался уже известную зрителю монолитную красную фигуру. Образ рабочего вводился в “окнах роста”, как изобразительное воплощение идеи “диктатуры пролетариата” и наделялся характерной служебной ролью - ролью Власти. Красная фигура в кепке и неподпоясанной рубахе может водружать красное знамя, бить врага, держать в руках новые декреты, указывать правильное направление, пользоваться молотом и винтовкой по разным назначениям. Рабочий на плакате Малютина олицетворяет собой одновременно и советскую власть, призывающую зрителя на фронт, и мирных тружеников тыла, кующих оружие для защитников республики советов. Фактически рабочий РОСТА - первый официально утвержденный образ советской иконографии власти, на него возлагалась пропаганда ее политики, ее декретов, постановлений, указов, успехов и неудач. Лаконичный и выразительный графический язык московских “Окон” учитывал особенности все особенности народной культуры и массового восприятия. Источником его во многом послужил русский лубок.



В другом плакате Малютина похожего содержания красная фигура рабочего подменяется красной рукой, а в руки пану вкладываются уже знакомые атрибуты угнетения трудящихся: цепи, плеть и виселица. Последняя входит в обиход еще с дореволюционной политической карикатуры, как ответ на столыпинские галстуки.



Польской темы у Малютина было много:



Очень современный сюжет: только вместо усатой рожи пана добавит какого-нибудь лощеного современного буржуа



Многое приемы художников РОСТА стали общим явлением в истории советского плаката. Прежде всего, это отказ от линейной перспективы в передаче пространства плаката. Пространство как бы "конструируеся" из плоских, геометрически примитивных элементов, каждый из которых несет свое символическое значение, а их сочетание представляет собой некий текстовый примитив, которого нет непосредственно в плакатном лозунге, но который подразумевается. Но об этом в следующий раз...


М. Черемных, Чини, товарищ, красный путь и рек советских не забудь.


Критики первых послевоенных лет называли плакаты РОСТА лучшими представителями военного плаката.

Статья на люрке с moar картинок и современными эпигонами.

Profile

miiir: (Default)
miiir

February 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 10:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios