Оставив военную службу, уланский поручик
Александр Андреевич Александров, известный цивилам под именем Надежды Андреевны Дуровой, сформировал в Елабуге Отдельный Добровольческий Зверский Корпус из елабужских собак и кошек, пожелавших вступить на военную службу после нашествия Наполеона.
Со смертью отца и командира 2 апреля 1866 года корпус не прекратил своё существование. Зверская субординация дала свои плоды: эскадронные командиры взяли управление корпусом на себя. Несмотря на согласие командиров, что корпус должен возглавлять человек, соответствующие прошения на Высочайшее Имя остались без ответа.
Через несколько лет в корпус были завербованы и обучены два брата,
Анатолий и
Владимир Дуровы, служившие в учебных частях под видом цирковых дрессировщиков. Злые языки утверждают, что этому назначению способствовали не военные заслуги братьев, а их фамилия, случайно совпавшая с фамилией предков поручика Александрова.
Учебный фильм "Война XX века" (1912), применённый и как агитационный, вызвал не только недоверие публики, раз и навсегда утвердившейся во мнении, что человеческие войска превосходят все остальные части российской армии, но и осуждение многих старых офицеров корпуса из собак и кошек, с неодобрением встретивших вербовку гусей, кур и индеек в егерские части.
Безразличие Генерального Штаба к деятельности Отдельного Добровольческого Зверского Корпуса с лихвой искупалось вниманием к нему учёных: Владимира Бехтерева, Ивана Павлова, Бернарда Кажинского. Необходимость чёткой передачи приказов и связи между подразделениями разных родов привело к широкому применению
телепатии, описанной Александром Беляевым в романе "Властелин мира", где Владимир Дуров и Бернард Кажинский были выведены под именами Дугова и Качинского.
Существование корпуса осложнялось часто возникавшими трениями между собачьими и кошачьими частями, во многом подобными отношениями гвардии и армии, а в портах - армии и флота. Во время Гражданской Войны кошачьи эскадроны оказались на стороне красных, а собачьи - на стороне белых. Немногочисленные свиньи, попытавшиеся держать нейтралитет, погибли первыми: как от рук белых, так и от рук красных. К чести корпусных офицеров, именно "от рук", а не "от лап".
После Второй Мировой Войны, в которой прежним противникам - начиная c боёв у озера Хасан - вновь пришлось сражаться бок о бок, неоднократно предпринимались попытки вернуть общее руководство корпусом человеку - с целью преодоления затруднений, связанных с координацией действий Отдельного Добровольческого Зверского Корпуса с иными пехотными, танковыми и артиллерийскими частями. Особые надежды возлагались на авиацию и космические войска, где опыт офицеров Корпуса неожиданно оказался востребованным.
Французские псы, по преимуществу белоэмигранты, возложили свои надежды на потомков поручика Александрова из дворянского рода Черновых-Бельских. Советские коты, напротив, выступили за верность сложившейся практике и продолжали подчиняться роду Дуровых-циркачей, деятельность которых давно перестала быть секретом: дисциплина зверей превосходила обычные цирковые нормы.
Продолжение следует.