- Мы что сейчас, на змея пойдём? — ельф Кирьян спрашивает. С холма видно далеко, змей ползёт быстро и шипит громко, не заметить его просто невозможно.
- Не "пойдём на змея", а "поедем на змее". Он не живой, железный. Механизм! На таких здесь между городами ездят!
- Если не живой, то можно механиков поубивать, а механизм забрать, чтобы самим подальше уехать. Поюжнее, где потеплее.
- Не ты один такой хитрый! Механики только его скоростью управляют, а направление не выбирают: он по железным рельсам идёт. Как проложены, так и идёт. Здесь вообще... как бы тебе сказать? убивать бесполезно! Кого ни убей — ничего не изменится!
- То есть как — бесполезно???
- А вот так! Тут дхойней народилось — тысячи тысяч. Каждого заменить могут в любую минуту.
- Но... обучать?
- Они каждого обучают тому, что за неделю понять можно, а задачи делят. Почти с любой работой даже дхойнский ребёнок справится. Ни от кого ничего не зависит. Любого можно без платы на улицу вышвырнуть, а на его место любого другого взять. Хитро придумано!
- Я же убийца. Зачем я тебе в мире, где убивать бесполезно?
- Другое ремесло освоишь.
- Какое?
- Всё тебе скажи!
- Куда нам идти? К змею поближе?
- Не "нам", а тебе. Я для того тебе и показываю колею, чтобы ты к ней сам, без меня вышел.
- А ты?
- А я добычу закопаю, — Эрион Хивай по лопате пальцами щёлкает. — Я же не дурак её у тебя на виду закапывать? Ты потом из города отлучишься, змея оседлаешь, сюда вернёшься, добычу откопаешь и перепрячешь. Зачем это мне?
- Хорошо. Выхожу я, значит, к колее. Убиваю и закапываю в лесу всех, кого встречу на дороге, чтобы не прознали, откуда я появился...
- Нет! Не убиваешь никого. От всех прячешься на ветвях, в листве деревьев, и сидишь тихо, даже не дыша.
- Почему?
- Лопата у меня одна. Я добычу закапывать буду. У тебя лопаты нет, так что дхойней тебе закапывать нечем.
- И что мне делать?
- Найдёшь на колее навес, на него вскочешь, мне рукой помашешь. Я отсюда увижу, добычу прятать начну, а через пару часов к тебе присоединюсь. Всё это время сидишь у навеса, лицо делаешь жалостливое, милостыню просишь!
- Дадут?
- Не дадут. Но зато и не ограбят. Но если будут грабить или бить — терпи. Иначе уговору конец. Если с кем подерёшься или убьёшь, а пуще если в лес опять с колеи выберешься — расценю как попытку на мой след дхойней навести или мою добычу присвоить.
Скрылся Кирьян легко: ни одна ветка не пошевелилась. Хивай сел и трубку раскурил: что с таким спутником делать? Подкрадётся и убьёт, он к этому привычен! Не сейчас: пока он побольше про город выведать хочет. Потом, позже... Надо бы ему как-то внушить, что в этом мире убивать бесполезно.
К колее Хивай вышел уже к закату. Кирьян у навеса сидит, в помойном баке роется, что-то с аппетитом уплетает. Земля богатая, есть что пожрать!
- Краснолюд, ты же книжник! Купишь у меня бумагу? Тонкая, хорошая, можно отбелить, сшить листы и писить на них стихи твои гномьи!
- Куплю, почему не купить! А откуда у тебя бумага?
- Бабы дхойнские насовали. И в карманы, и за пазуху! Долго совали, с чувством!
- Эта бумага здесь монету заменяет!
- Врёшь!
- Заменяет-заменяет! Считается, что ты с кусочком бумаги можешь в сокровищницу прийти — и тебе столько монет выдадут, сколько на бумажках написано.
- А на самом деле?
- А сам как думаешь? Но все верят, поскольку привыкли.
- За въезд в город бумажками заплатить можно? Или монету потребуют?
- Нууу... Ворот у города нет, и стен нет, но чтобы там жить, другие бумажки нужны, в тысячу раз дороже. Но ты не печалься, многие и без бумажек живут, если не попадаются. А вот за перевоз до города этого хватит, да ещё и на хлеб останется. Хлеб здесь дешевый, а его ещё и сушат, чтобы хранился лучше. В формочки мелкие заливают, фигурные, с мизинец...
- Для красоты?
- Не для красоты, ельфская ты рожа, а с умыслом! Их на тех машинах делают, на которых порошок для самострелов готовят. В любую минуту могут перестать делать хлеб и начать делать порох. Для красоты тут ничего не бывает!
Змей уже в темноте подполз. Кирьян от яркого света жмурится, а Хивай привык уже. Жабры у змея расходятся, внутри почти пусто: только у окошка сидит дхойнэ в тусклой одежде и на чёрную коробочку любуется. А коробочка блестит неземным блеском, светится неземным светом и гудит тихонечко.
- Моё будет, я первым заметил! — Кирьян одним прыжком к дхойнэ подбирается, нож выхватывает. В этот момент змей жабры сдвигает и ползти начинает, мягко-мягко.
- Нет, так дело не пойдёт! — Хивай говорит. Хивай, конечно, у двери стоит, но вдруг самострелы при нём остались?
- Давай пополам её распилим! — Кирьян на коробочку смотрит. Дхойнэ от страха ни жив, ни мёртв сидит; рука с коробочкой дрожит.
- Не годится, — Хивай говорит. — Если её распишишь, она погаснет: это механизм цельный, по частям не работает. И продать только ювелиру сможешь. А главное, что же ты со свидетелем делать будешь?
- В окно выкину! Вон окошко приоткрыто, и из него ветер. Тело в такой глуши неделю искать будут!
- Не неделю, а сутки. Даже в такой глуши сотни и тысячи дхойней живут. Целыми деревнями искать будут, и найдут: уши у тебя приметные, и собакам след легко взять будет. Нельзя здесь убивать. Палево.
- А делать-то что?
- Укради эту коробочку — и дело с концом! Здесь вообще красть удобно: что у кого ни возьмёшь, он всё равно на других подумает.
- То есть если мне что-то понравиться, мне лучше незаметно забрать, а не убивать прежнего владельца?
- Соображаешь! Этой землёй, столь густо населённой, даже правят не убийцы, как у нас, а воры.
- То есть мне эту погань не убивать, а просто вещь украсть?
- Да, укради! — Хивай говорит. — Здесь это дело обычное!
- Укради! — дхойне одними губами шепчет, и коробочку протягивает, и смотрит жалобно.
- Украду! - Кирьян Амаснкий говорит, в руки коробочку берёт и держит гордо, как рыбу на рыбалке. — Раз тут так много дхойней живёт, что они дешевле своих вещей, я же тут смогу с убийцы на вора переучиться!
- Укради! — сама коробочка пищит, тонким женским голосом.
Кирьян вообще не робкого десятка, днём на змея идти готов был, но тут от неожиданности струхнул: коробочку выронил, съёжился и одним прыжком на полке над окошком очутился. Тут уж его Хивай и дхойне стали с полочки снимать, чтобы со страха на всём ходу из окна не выскочил: змей уже большую скорость набрал.
#КирьяноваУха
#Жулики #Воры #Убийцы
#Укради #Украдь
