Nov. 6th, 2020

miiir: (Default)
- Когда Иван-дурак-царевич жжёт лягушачью кожу Василисы-царевны-лягушки, он считает лягушачью кожу чем-то отдельным от Василисы. Думает, что она "царевна", а не "лягушка", и чтобы она и дальше оставалась царевной, нужно лягушачью кожу спалить.
- А разве это не так? Разве Василиса сама не хочет стать царевной из лягушки?
- Судя по тому, что Василиса чувствует боль горящей кожи на расстоянии, на балу, судя по тому, что она прибегает, отбирает драконь... лягушачью кожу и сбегает, — не так. С точки зрения Василисы лягушачья кожа — тоже её часть. Она же не просто "лягушка" и не просто "царевна", она "царевна-лягушка", у неё двойная идентичность!
- А почему она не объясняет это Ивану словами, прямым текстом?
- Потому что тоже (и совершенно так же!) ошибается: считает, что Иван — "царевич" (уже без пяти минут царь, глава семьи, всё знающий и понимающий, а главное — совершенно автономный!), а не "дурак" (младший из братьев, последний из поколения). Царевич лягушачью кожу жечь не будет: он примет и "царевну", и "лягушку", через запятую. А дурак — будет: на него старшие братья смотрят, а они лягушку не примут, да и его вместе с ней — тоже. И это — фатальная ошибка Василисы.
- У Ивана, значит, тоже "двойная идентичность": он не "дурак" и не "царевич", он одновременно "царевич-дурак". И это, значит, тоже нужно чтить!

Занавес.

#ДоброеУтроБезумныйМир
#ЦаревнаЛягушка
#ЦаревичДурак

miiir: (Default)
- Никого и никогда не приводи в Годрикову Лощину! Я больше никому не верю.
- Ты же тут свихнёшься без общения! Чем это лучше Азкабана, откуда мы тебя вытащили?
- Ты прав. Хорошо. Приведи Офелию Блэк и Полигимнию Лавгуд.
- Ты, кажется, уже свихнулась! Они обе — сумасшедшие! Как можно доверять им Убежище?
- Только им и можно! И не потому, что они сумасшедшие, а потому, что у обеих — прочная репутация сумасшедших! Если они что-то кому-то и расскажут, никто им всё равно не поверит!

Занавес.

miiir: (Default)
- А от слова "товарищ" есть замечательный феминитив: "товарка"!
- Э, нет! Это самостоятельное слово с принципиально иным значением.
- Почему?
- Товарищ моего товарища мне товарищ, а вот товарка твоей товарки тебе категорически не товарка!"
- Ой, и правда!

Занавес.

#ДоброеУтроБезумныйМир
#Феминитивы
#Транзитивность
miiir: (Default)
Как-то я не сразу понял, что Иван-царевич и его братья — мышата!

#ЦаревнаЛягушка
#ЦаревичМышонок
#Гомер #Илиада
#Батрахомиомахия

miiir: (Default)
- И вообще он не царь, а крестьянин. Только очень богатый и влиятельный.
- Почему?
- Потому что сказка — крестьянская! Крестьяне царя представляют крестьянином.
- Не аргумент. Выводи то же самое из сюжета!
- С лёгкостью! У воинов — майорат: "Наследник — старший сын: есть шанс, что когда отца убьют, он успеет вырасти настолько, что сумеет поднять меч хотя бы двумя руками, чтобы занять место отца!" У крестьян — минорат: "Наследник — младший сын, потому что он остаётся заботиться о родителях, а старших сыновей к тому моменту отправляют в чужие края счастья искать". Минорат древнее. В сказке главный герой — младший, а не старший царевич.
- В чужие края к нелюдям-драконам-лягушкам-иноверцам, славным своей нечеловеческой логикой, высокими технологиями, безумным этикетом и непредсказуемостью, отправили младшего сына, а не старшего. Того, который при минорате должен как раз остаться и унаследовать большой и богатый крестьянский дом, он же "царство". Нестыковочка. Вводить личным примером во всём царстве иноземные лягушачьи порядки — верный способ поссориться со всеми. Значит, он — не наследник, а система — "майорат".
- Может быть, в первом варианте сказки он как раз старшим был, а не младшим! Тем, которого "с глаз долой!" Обычай наследования поменялся — старшинство и перераспределили.
- Пока не найдёшь сказку, где к лягушке посылают младшего сына, а сама лягушка применяет свою хитрость и таланты, чтобы выйти замуж не за него, а за старшего, — не поверю!

Занавес.

#ЦаревнаЛягушка
#ЦаревичДурак

miiir: (Default)
- Кстати. А у лягушек — минорат или майорат?
- Василиса одна, про её братьев-сестёр ничего не сказано.
- Это потому, что война не началась. Началась бы — их бы всех подробно описали. Как в "Батрахомиомахии".
- Но не началась же!
- А это, кстати, и не важно. Потому что лягушки людей-иноверцев тоже должны воспринимать "в меру собственного разумения", то есть "такими же лягушками, только другой веры". И просчитывать их действия тоже должны по своим моделям (с неизбежными ошибками).
- И?
- Сидит мышиный царь, представляет себе две картины. Первая: приезжает к лягухам-лягушатникам старший сын, сватается к их католической прынцессе. Что думают лягушки? "Иноземный царь (урод, старик, но в прошлом — сильный воин и зубастый завоеватель) посылает к нам наследника престола, зарясь на наше царство. Королевну наследник увезёт, а через поколение уже их сын придёт к нам с человеческим войском возвращать свои якобы наследные земли? Ну, нет! Хрен иноземцу, а не невесту!" Вторая: приезжает к лягушкам заштатный царевич, прав на престол не имеющий, живой такой, весёлый, экзотический... Почему бы одну из дочерей за него не отдать? Сравнивает царь две картины — и выбирает вторую.
- А лягушки берут и не отпускают младшего царевича домой!
- То есть как — не отпускают?
- А вот так! Чтобы не воспитывался наш лягушоночек в чужой вере, на чужой стороне, в их сухой земле с дурацкими обычаями! Но и без отца чтобы не остался, декоративного.
- А если братья приедут его вызволять?
- Скажем им, что их братец-дурак в болоте утонул. Поквакаем и глупо глазами повращаем. Нам не сложно!
- Война будет.
- Война уже идёт. Потому что только при войне мы — "лягушки и драконы". Как вы нас побьёте, так "лягушки", а как мы вас — так "змии и аспиды"! А при добрососедстве и торговле мы были бы "альтернативно-дышащие зеленокожие простаки-партнёры, которым надо побольше льстить, чтобы вернее их облапошить".
- Иными словами, вы твёрдо намерены "не отпускать чужестранца", а если пришлют наследника, который остаться не готов, то "не выдавать за него принцессу"?
- Совершенно точно! Более того: "майорат" или "минорат" у людей нам безразличны, кто из женихов старше — нам не видно и не интересно. Нас волнует только одно: "Уедет или не уедет? Увезёт или не увезёт? Будет наш после долгого обучения — или не будет никогда?"
- Ты исходишь из того, что люди — племя сплочённое и воинственное. А вдруг это лягушки — агрессоры? Вдруг они сами непрочь захватить людей и править ими от имени Лягуха Ивановича Первого, при регентстве басилиссы Лягухи Премудрой?
- А есть способ проверить?
- Разумеется! Оба племени экзогамны (иначе ни брака, ни дипломатии не будет). Но экзогамия тоже бывает разная: мужская или женская. Если женихи приезжают в чужие страны и остаются там, то их народ — мирный: диаспорой не повоюешь. У него, скорее всего, минорат, так что осевшие в других странах женихи — старшие сыновья. А вот если женихи увозят невест назад и остаются там, где их много, где они друг друга с детства знают и где они друг другу помогают, пусть даже и влезая в семейные дела друг друга с вопиющей бестактностью, то это народ сплочённый и очень военный. И, наверное, майоратный. И если лягухи с ним периодически воюют, то они тоже человеческих невест к себе увозят, а детей воспитывают в традициях братской лягушачьей взаимопомощи, где все младшие помогают старшему из выживших.
- Это ты исходишь из того, что у лягушек войной занимаются мужики... А вот не факт! Братья Стругацкие громким кваканьем из треугольного озера категорически возражают!

Занавес.

miiir: (Default)
- Вот кто в сказке совсем спятил, так это царь! Трёх сыновей послал искать себе жён по жребию, куда стрела упадёт!
- Между прочим, такова мужская доблесть: "не выбирать".
- Для сыновей-то да. А для царя-то нет.
- А если есть разумное объяснение?
- Жребий — всегда признак совершеннейшего отчаянья! Или отчаянье, или разум.
- Справедливо. Жребий — признак отчаянья и безумия. Именно поэтому разумные, но тайные планы всегда проще хитро замаскировать лукавым "жребием".
- И где здесь тонкий расчёт?
- Смотри сама! Старшего сына отправляют породниться с гордой и опасной аристократией, среднего — с влиятельными денежными мешками, а младшего — с чужестранцами, они же нелюди, они же драконы, они же лягушки. Трения между тремя придворными партиями безусловно будут, но семья грамотно заключает союзы со всеми значимыми силами.
- А маскировка зачем?
- Каждая из трёх сил недовольна двумя другими. Все будут использовать аргумент: "Не ровня!" Со всеми тремя бесполезно спорить. Все будут подозревать царя в стремлении "сплясать и нашим, и вашим" (что, между прочим, входит в прямые царские обязанности). Поэтому царь, раздав сыновьям инструкции, добавляет: "А о причинах сватовства скажите, что на пари стреляли в разные стороны, а потом пошли стрелы искать — и случайно на них набрели. Пусть ещё рады будут, что их самих столь же случайно не застрелили!"
- Мне кажется, всё ровно наоборот. Необходимость заключать союзы — как раз признак социальной изоляции. Царь не имеет опоры — и ищет, на кого бы опереться. Судорожно ищет. Не верит боярам, не верит купцам...
- Всё это пока не расходится с версией "холодного расчёта"!
- Трон под царём шатается настолько, что младшего сына — против его воли и против здравого смысла — царь засылает к совсем уже хтоническим иностранцам-драконам, чтобы при случае сбежать с казной в их лягушачье царство!
- Это — нормальное коварство, а не безумие!

Занавес.

#ЦаревнаЛягушка
#ЦаревичДурак

Profile

miiir: (Default)
miiir

February 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 18th, 2026 08:04 am
Powered by Dreamwidth Studios