Знаменитого скрипичного мастера пригласил старый и уважаемый всеми бандит, владелец подлинной скрипки работы Аматти. У бандита был сын-бездельник, из которого папаша хотел сделать знаменитого скрипача. Непременным условием славы своего сына старый бандит считал качество антикварного инструмента, а потому не жалел средств на приобретение и реставрацию скрипки.
Реставратор любил скрипки и ненавидел бандитов, а потому страдал, пил и трепался о своём заказе на каждом углу. Один из его случайных собутыльников, скрипач-неудачник, возмутился самой идеей того, что лучшая скрипка в мире попадёт в руки бездарного бандитского сынка, и решился застрелить последнего прилюдно, "в назидание почтеннейшей публике".
Старый реставратор сообразил, что его длинный язык будет стоить жизни трём людям разом, и стал умолять приятеля "не становиться бандитом, а остаться музыкантом", а взамен пообещал ему снять копию со знаменитой скрипки Аматти. Скрипач, после долгих раздумий и многих бутылок, согласился с этим маневром, "уравнивающим бандитов и музыкантов в правах", и подтвердил свои слова клятвой.
Реставратор приступил к работе и - в процессе реставрации - действительно снял со знаменитой скрипки точную копию. Или копия превзошла оригинал, или детали старой скрипки разделились между двумя новыми, или в старой скрипке оказались невосстановимые детали - но скрипичных дел мастер оказался перед непростым выборам: кому отдать лучшую из двух скрипок?
Вторая - надо отдать должное мастеру - тоже была скрипкой хорошей, но только мастер понимал, что ей никогда не сравниться с Лучшей-в-Мире-Скрипкой - а ему больше никогда в жизни не повторить Лучшую-в-Мире-Скрипку. Старый мастер пошёл на риск: вторую скрипку отдал старому бандиту, а Лучшую-в-Мире - знакомому скрипачу, под видом обещанной копии. После этого скрипичный мастер, полагая свой долг выполненным, спешно покинул страну.
Прошли годы. Старый мастер вернулся по подложным документам. Он посетил концерт бандитского сынка, игравшего вполне сносно, но всё равно непрофессионально. Публика рукоплескала, поскольку слава Самой-Лучшей-в-Мире-Скрипки околдовывала публику заранее. Старый мастер усмехнулся, убедившись в правильности своего выбора, и отправился искать знакомого скрипача.
Скрипача-неудачника он нашёл в кабаке, опустившегося и прозябающего в бесславии. Скрипка его пела так, как ни одна другая, но ни у кого не хватало смелости похвалить игру забулдыги. Старый мастер второй раз ухмыльнулся, раз и навсегда перестав раскаиваться в своей афере: Лучшая-В-Мире-Скрипка нашла Лучшего Скрипача, а до публики скрипкам дела нет.
Скрипач узнал Старого Мастера и набросился на него с упрёками: "Ты слышал, как играет бандитский сынок на скрипке Аматти? Это кощунственно! Он уродует и позорит Лучшую-Скрипку-в-Мире. Я - на жалкой копии, выполненной тобою - играю в десять раз лучше. Будь проклят тот день, когда ты связал меня клятвой не убивать этого мерзавца и святотатца!"
Старый мастер усмехнулся в третий раз: "Твоя клятва до сих пор в силе, никто тебя от неё не освобождал! Не завидуй и цени то, что тебе досталось". - " Если бы ты отдал мне тогда не копию, а Лучшую-в-Мире скрипку, она играла бы в полную силу, а я был бы богат и славен! Чего тебе стоило сделать так?" - закричал скрипач. - "Знаю, и ничуть не сожалею о своём поступке!" - ответил мастер с такой ухмылкой, что разъяренный скрипач бросился на него с разбитой бутылкой и перерезал старику горло.
Старика не хватились: мало ли людей с фальшивыми документами? Скрипач умер в нищете, а Лучшую-в-Мире-Скрипку выкинули на свалку. Старый бандит умер; его сын принял дела и сразу же забросил музыку, а Копию-Самой-Лучшей-в-Мире-Скрипки сдал в Самый Государственный Музей, где она и хранится до сих пор.
UPD: Внезапное продолжение от
oleitas:
http://olgapisaryk.livejournal.com/120542.html